Заключение таможенного эксперта и заключение судебного эксперта как доказательства по делу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЭКСПЕРТА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПО ДЕЛУ

 

Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании таможенных преступлений, имеют большое значение, поскольку с их помощью объективно закрепляются доказательства, которые можно получить только экспертным путем.

Для производства экспертных исследований в Федеральной таможенной службе России функционируют подразделения Центрального экспертного-криминалистического таможенного управления (далее – ЦЭКТУ). Система экспертных подразделений ЦЭКТУ включает непосредственно ЦЭКТУ и его региональные филиалы экспертно-криминалистические службы (ЭКС), в функции которых входит выполнение экспертиз по заданиям таможенных органов.

ЦЭКТУ является специализированным судебно-экспертным подразделением ФТС России, созданным для удовлетворения потребности таможенных органов в производстве необходимых экспертиз и исследований, в том числе в рамках предварительного расследования преступлений. В настоящее время значительная доля экспертиз в рамках расследования таможенных преступлений проводятся ЦЭКТУ ФТС России и его региональными филиалами. Экспертно-криминалистические структуры Федеральной таможенной службы выполняют функции таможенных лабораторий.

Однако на сегодняшний день имеются следующие проблемы, возникающие в ходе производств таможенных экспертиз: отсутствуют единые базы данных и неразвита оперативная электронная связь по экспертно-криминалистическому направлению; не определен порядок взаимодействия таможенных органов и экспертных организаций; отсутствуют единые стандарты процедур, предшествующие таможенной экспертизе, одинаково применяемые как в рамках таможенного контроля, так и в рамках судопроизводства.

Многие правоведы, считая, что таможенный кодекс состоит из норм процессуального и материального права, указывают на наличие возможности признания таможенных экспертиз судебными, ссылаясь на право (компетенцию) таможенных органов производить неотложные следственные действия, дознание по уголовным делам о преступлениях согласно п.3 ч.2 ст.157 УПК РФ, п.9 ч.3 ст.151 УПК РФ.

Неоспоримо, что экспертизы, назначаемые при расследовании таможенных преступлений, имеют огромное значение, поскольку с их помощью объективно закрепляются доказательства, которые можно получить только экспертным путем.

Однако исходя из анализа норм, регламентирующих экспертную деятельность в таможенном деле, в соответствии с главой 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и главой 53 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №289), следует, что таможенные органы законодательно уполномочены назначать только таможенные (внесудебные (ведомственные)) экспертизы. Результаты проведения таможенного контроля, в том числе результаты таможенной экспертизы, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемых арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.223 ФЗ №289), но такие результаты не подменяют собой такое доказательство по делу как заключение эксперта, данное в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ №73).

В связи с этим можно заключить о невозможности приравнивании, с точки зрения доказательственного значения, экспертиз, выполняемых согласно ТК ЕАЭС при осуществлении операций таможенного контроля, к судебным экспертизам.

Данный вывод подтверждает и другие правовые нормы. Так в соответствии со ст.396 ТК ЕАЭС «Сотрудничество в области экспертной деятельности» уполномоченные таможенные органы, проводящие таможенные экспертизы, вправе сотрудничать с организациями и учреждениями, осуществляющими экспертную деятельность, в целях проведения совместных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации таможенных экспертов. Согласно ч.2 ст.252 ФЗ №289 «Порядок привлечения специалистов, а также специалистов и экспертов из других государственных органов Российской Федерации для участия (оказания содействия) в проведении таможенного контроля» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, устанавливается порядок принятия и оформления таможенным органом решения о привлечении для оказания содействия в проведении таможенного контроля специалистов и экспертов из других государственных органов Российской Федерации.

Порядок назначения судебной экспертизы регламентируется нормами процессуального законодательства России и Федеральным законом от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Таможенная экспертиза назначается таможенным органом (т.е. специально на то уполномоченным субъектом), в функции которого входит производство по делам об административных правонарушениях, проведение дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, в отличии от судебной, которая назначается судом, следователем.

Объектами судебной экспертизы являются вещественные доказательства по делу, а также любые предметы: вещи, продукция, товары, деньги, информация, документы, проекты, люди, животные, растения, вещества, материалы, ресурсы, механизмы возникновения связи, сами связи, обстоятельства, окружение, следы, отношения и т.п.

С разрешения следователя-дознавателя при производстве следственных действий эксперт таможенного органа может оказывать содействие при получении необходимых для экспертизы материалов. При этом производство действий по собиранию материалов для экспертизы судебным экспертом не допустимо.

И, наконец, следует отметить, что по результатам проведения таможенного контроля, в том числе результатам таможенной экспертизы, составляется заключение таможенного эксперта, которое направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу, которое в случае оформления в виде документа на бумажном носителе оформляется в трех экземплярах, один из которых остается в уполномоченном таможенном органе, а другие направляются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу. Следовательно, требования, предъявляемые законодательством к заключению эксперта и к заключению таможенного эксперта, различаются.

Если теоретически предположить, что на законодательном уровне будет обеспечено единство научно-методического подхода при производстве таможенных и судебных экспертиз, соответствие инструментальной базы и компетентности таможенных экспертов требованиям, предъявляемым к судебной экспертизе, а также легитимности заключений российских экспертов в зарубежных судах, и соответственно, таможенные эксперты будут наделены правом проводить судебные экспертизы, – будет систематизирован процесс организации и проведения судебных экспертиз таможенным органом как на стадии расследования таможенных преступлений, так и на стадии судебного разбирательства, но таможенный орган остается заинтересованным лицом по любому судебному делу, и следовательно, будет подлежать отводу.

Решение проблем по оптимизации процесса назначения, организации и производства судебных экспертиз в таможенных целях, с целью снижения количества судебных решений, в том числе выносимых не в пользу таможенных органов, возможно лишь при «тесном» взаимодействии таможенных органов и экспертных организаций. Что, в свою очередь, позволит снизить количество судебных дел, а также судебных актов, выносимых не в пользу таможенных органов.

Что касается таможенной экспертизы, которая способствует выполнению функций государственного контроля внешнеэкономической деятельности. Безусловно, в спорных ситуациях с помощью товарной таможенной экспертизы решаются основные проблемы классификации товаров и устанавливаются спорные позиции товарной номенклатуры ВЭД, используемые в практике международной торговли, а также вопросы, связанные с определением (идентификацией) и регулированием качества (ассортимента) и экологической безопасности товаров при международных сделках купли-продажи.

Однако только международное сотрудничество в области гармонизации национального законодательства с международными нормами в области экспертной деятельности в таможенных целях, позволит единообразно понимать экспертную компетентность, программы подготовки и аттестации экспертов, а также осуществлять взаимную аккредитацию экспертных структур, в случае активной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, как головного научно-методического центра системы судебно-экспертных учреждений, в области международной интеграции нашей страны во всемирное и региональные правовые пространства путем решения широкого спектра задач по налаживанию международных связей и расширению взаимодействия с профильными судебно-экспертными учреждениями стран ближнего и дальнего зарубежья.