ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИСЭ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Правовой основой использования специальных знаний в уголовном, гражданском и арбитражном процессах, а также в процессе административного судопроизводства является Конституция РФ. Вопросы использования специальных знаний регулируются соответствующими кодексами, Федеральными законами «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации о здравоохранении и др.

Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. При этом в преамбуле закона отмечается, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Данным Законом детально регламентирована деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, к которым относятся специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

Согласно положениям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ, его действие распространяется на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами. Так, в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и федеральные ведомственные акты, нормативные правовые акты субъектов РФ, региональные акты и акты органов местного самоуправления.

Подзаконными нормативными правовыми актами регулируется значительная часть деятельности по использованию специальных знаний в уголовном процессе.

С формально-юридической точки зрения указы Президента, являясь важными источниками российского права, в иерархии нормативных правовых актов образуют, по мнению специалистов в области конституционного права, как бы промежуточное звено между федеральным законом и правительственным правовым актом. Вопросы применения специальных знаний в уголовном процессе также нашли отражение в некоторых указах Президента РФ.

Так, Указом Президента РФ от 11.08.2003 г. было утверждено Положение о Федеральной службе безопасности РФ, которым этой службе разрешалось создание судебно-экспертных подразделений.

Положение о Министерстве юстиции РФ было утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. Министерству были предоставлены полномочия по осуществлению организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Указом Президента РФ от 23.11.1998 г. было утверждено Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ. К числу функций органов предварительного следствия и внутренних дел была отнесена организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими экспертно-криминалистическую деятельность.

Наиболее важное значение для деятельности судебно-экспертных учреждений имеют федеральные ведомственные нормативные правовые акты. К числу ведомств, наиболее детально регламентирующих вопросы применения специальных знаний в уголовном процессе, относятся Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная таможенная служба, Министерство обороны, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Генеральная прокуратура РФ. Эти ведомства издают нормативные правовые акты на основе Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», предусматривающего издание такого рода актов, а также на основе положений о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти. Издаваемые этими органами ведомственные акты непременно имеют лишь подзаконный характер; издаются не только в соответствии с законами, но и указами Президента и актами Правительства; могут быть отменены или приостановлены в своем действии Правительством. Все акты федеральных органов исполнительной власти, которые касаются прав и свобод или обязанностей человека и гражданина, имеют межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию.

Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел России регулируется Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки, Положением о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел РФ.

Деятельность судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации регулируется Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, Перечнем родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, Положением об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, Положением об организации подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

Деятельность судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения и социального развития РФ регулируется Инструкцией по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы, Инструкцией об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений., Республиканские судебно-медицинские центры и положения о них, рекомендуемый перечень штатных должностей медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы.

В следственной, адвокатской и судебной практике нередко возникает необходимость оценки достоверности заключений судебных экспертов, правильности выбранной методики, методов и средств исследования. Такая оценка всегда была затруднена в связи с отсутствием эталонов, стандартов, детальных описаний средств и методов исследования. Методики судебных экспертиз всегда были достоянием ведомственных судебно-экспертных учреждений, нередко сопровождались грифом «Для служебного пользования», были недоступны не только для таких участников процесса, как потерпевший и обвиняемый, но и для профессиональных юристов-адвокатов, выступающих в уголовном, гражданском и арбитражном процессе в качестве представителей или защитников.

Законодательное закрепление принципа состязательности и равноправия сторон в отечественном судопроизводстве потребовало обеспечения доступа к судебно-экспертным методикам. На протяжении последнего десятилетия было достаточно много сделано для систематизации, унификации и стандартизации судебно-экспертных методик. К настоящему времени разработана и принята «Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы - РОСС RU.В175.04ОЭОО» от 02.03.2005 г. Эта система прошла аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России). В качестве руководящего органа Системы и органа по сертификации определен Российский Федеральный Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.

Ряд спорных положений, регламентирующих назначение и производство судебных экспертиз, может находить свое разрешение в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также в судебных решениях по конкретным делам.

С учетом изложенного, правовые основы деятельности КИСЭ регламентируются рамками Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с процессуальным законодательством, регулирующим отдельные виды судопроизводства.

 

Законодательные и иные документы, регулирующие судебно-экспертную деятельность в Российской Федерации*:

1. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001 ;

2.  Уголовно-процессуальный кодекс РФ ;

3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ ;.

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ ;

5.   Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 №21-ФЗ ;

6. Налоговый кодекс РФ;

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;

8. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

* Документы представлены в контексте рассматриваемой области деятельности.