ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
О понятии экспертизы в таможенном деле написаны монографии и даже диссертации. Однако до сих пор вопрос остается дискуссионным и в законодательстве, и среди авторов. При этом наука «судебно-экспертная деятельность» не относит таможенную экспертизу к судебным экспертизам. Безусловно, таможенная экспертиза представляет одну из форм или проявлений государственного контроля внешнеэкономической деятельности. В спорных ситуациях с помощью товарной таможенной экспертизы решаются основные проблемы классификации товаров и устанавливаются спорные позиции товарной номенклатуры ВЭД, используемые в практике международной торговли. С помощью таможенной экспертизы разрешаются спорные вопросы, связанные с определением (идентификацией) и регулированием качества (ассортимента) и экологической безопасности товаров при международных сделках купли-продажи.
Таможенная экспертиза – это ряд мероприятий, которые созданы для единой цели – вести строгий учет и контроль товаров, продукции и т.п., переправляемых через государственную границу.
Таможенная экспертиза – это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела – фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующих выполнения самых различных экспертиз».
Приказом от 19 октября 2011 года Федеральная таможенная служба РФ утвердила Концепцию (не была опубликована) для повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ при проведении таможенных экспертиз, исследований в рамках обеспечения оперативно-розыскной деятельности и судебных экспертиз путем:
– сокращения сроков проведения экспертиз;
– повышения обоснованности и достоверности результатов экспертиз;
– расширения перечня исследуемых товаров, документов и видов проводимых экспертиз.
В этой Концепции отмечается, что в части экспертного обеспечения деятельности таможенных органов необходимо разработать и ввести в действие ряд правовых актов, регламентирующих порядок:
– взаимодействия подразделений с таможенными органами при назначении и проведении таможенных экспертиз/экспертиз;
– назначения и проведения экспертизы до момента таможенного декларирования товара, в том числе с целью принятия предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
Цели таможенной экспертизы могут быть самыми разными, и зависят от вида таможенной экспертизы, основные из которых:
– установление сведений и данных, которые требуются для оформления товаров, перемещаемых через границу;
– выявление случаев представления недостоверных сведений при таможенном декларировании;
– обеспечение достоверности и правильности расчета и уплаты обязательных таможенных сборов.
Исходя из перечисленных целей, по итогам таможенной экспертизы товаров может устанавливаться запрет на перемещение через границу, происходить доначисление платежей, возврат переплаты, и иные юридически значимые действия.
Таможенная экспертиза товаров характеризуется следующими задачами, которые зависят от предмета проводимых исследований:
– правильная классификация продукции (в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД);
– определение государства происхождения перемещаемой продукции;
– установление объективных и достоверных стоимостных показателей товаров, в том числе при режиме переработки продукции на территории стран-участниц ТС;
– определение свойств и качественных характеристик продукции;
– подтверждение фактического соответствия задекларированных товаров и реально перемещаемой продукции.
Ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля – установление достоверных и объективных сведений о продукции, подлежащей перемещению через границу и декларированию в ФТС.
Зачастую экспертиза назначается по инициативе органов ФТС при необходимости использовать специальные познания в определенных сферах деятельности или науки. Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:
– эксперт таможенного ведомства, либо иное назначенное лицо, которое подходит установленным требованиям;
– должностные лица ФТС;
– участники ВЭД (например, лицо, которое задекларировало перевозимый товар).
Каждый из перечисленных субъектов обладает комплексом полномочий при проведении экспертных мероприятий, а назначенный эксперт может привлекаться к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Объектами экспертных действий в области таможенного права являются:
– предметы и товар, которые перевозят через границу РФ;
– контрабанда и другие нарушения таможенных норм и правил;
– информационные материалы;
– таможенная документация, сопроводительные нормативные документы и сведения.
Таможенная экспертиза проводится в отношении строго определенного перечня объектов, перечисленных в решении о ее назначении. Как правило, перед экспертом ставятся конкретные вопросы, которые ему надлежит разъяснить с учетом своих познаний в таможенной сфере.
Правовая основа при классификации видов экспертных мероприятий установлена п.4 ст.389 ТК ЕЭС. Исходя из предмета исследования, экспертиза по таможенному делу подразделяется на:
– товароведческую;
– криминалистическую;
– технологическую;
– искусствоведческую и идентификационную;
– материаловедческую и т.д.
Нужно учитывать, что в перечисленных видах могут назначаться узкоспециализированные экспертные мероприятия (например, химическая экспертиза входит в состав общего вида технологических исследований).
Защита авторских и патентных прав осуществляется и при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через границу. Основной целью экспертных мероприятий является выявление случаев нарушений прав автора. Особенности экспертизы заключаются в следующем:
– по отобранным образцам устанавливаются факты фальсификации продукции с нанесением чужих товарных знаков, либо иных способов нарушения авторских прав;
– по итогам экспертного заключения может приниматься решение об отказе в допуске товаров на территорию, а также об аресте продукции и возбуждении дела о привлечении нарушителя к ответственности;
– для проведения экспертных действий используются сведения службы Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности.
Порядок назначения и проведения экспертиз в отношении объекта интеллектуальной собственности соответствует общим правилам ТК ТС.
Исходя из обстоятельств, повлекших необходимость в познаниях специалистов, экспертное производство классифицируется следующим образом:
– первичная таможенная экспертиза осуществляется по решению сотрудников таможни для исследования предметов, взятых образцов или проб (например, первичная экспертиза качества продукции);
– дополнительная таможенная экспертиза – если выявляются новые сведения или обстоятельства, не исследованные экспертом при первоначальных мероприятиях;
– повторная таможенная экспертиза проводится при несогласии декларанта или ФТС с выводами перечисленных выше экспертных исследований.
Для проведения экспертных мероприятий используются технические средства, позволяющие идентифицировать товары по различным критериям. Ключевое значение указанные средства приобретают в случае, если назначена классификационная таможенная экспертиза для правильного определения товарной позиции и субпозиции по ТН ВЭД. При использовании средств таможенной экспертизы должны учитываться следующие нюансы:
– эксперту передаются отборы проб и образцы продукции, а также сопроводительные документы на товар. Например, сертификационная экспертиза назначается для установления качественных параметров товара, а для ее проведения отбираются образцы, идентичные основной партии продукции;
– составляется акт таможенной экспертизы, в котором фиксируется указанный отбор. Акт включается в качестве приложения к экспертному заключению;
– в заключении эксперта должны быть указаны технические средства, которые использовались для проведения исследований, а также сведения об их сертификации, поверке и т.д.
Эксперт вправе самостоятельно выбирать средства исследований, однако должен обосновать свой выбор в заключении.
Срок проведения не может превышать 20 дней с момента принятия экспертом материалов и документов для исследования (ст.390 ТК ЕЭС). Стоит учитывать следующие нюансы при определении процессуальных сроков на осуществление экспертных действий:
– особенности таможенной экспертизы стран-участниц ТС могут предусматривать меньшую продолжительность экспертных мероприятий;
– продление указанных сроков допускается по основаниям, зафиксированным в национальных нормативных актах членов ТС;
– приостановка срока экспертного исследования допускается по ходатайству эксперта, если для объективного заключения ему необходимо получить дополнительные образцы, пробы или материалы.
Оспаривание таможенной экспертизы может осуществляться путем назначения повторного исследования, а при несогласии с его выводами – через судебные органы.
Для обращения в суд заинтересованное лицо может по своей инициативе провести независимую таможенную экспертизу товаров. Ее выводы суд будет оценивать наравне с иными доказательствами по делу. Также по ходатайству участников процесса может назначаться судебная таможенная экспертиза, вопросы для которой фиксируются в постановлении судебного органа.
В соответствии с действующим законодательством РФ в области экспертной деятельности, начиная с 31 мая 2001 года проведение таможенной экспертизы может быть поручено не только государственным экспертным учреждениям, тем или иным образом участвующим в таможенной сфере, но и государственным учреждениям, негосударственным экспертным организациям, в штате которых имеются специалисты, имеющие необходимую подготовку в части проведения судебной таможенной экспертизы.
Судебная таможенная экспертиза (СТЭ) представляет собой одно из уникальнейших на текущий момент явлений в области судебно-экспертной деятельности. Производство СТЭ осуществляется в государственных и негосударственных экспертных учреждениях, расположенных в ряде узловых регионах России, участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Можно выделить следующие виды СТЭ:
– экспертиза наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ;
– оценочная (товароведческая) экспертиза;
– экспертиза непродовольственных товаров (экспертиза товаров);
– товарная экспертиза продовольственных товаров;
– экспертиза огнестрельного и холодного оружия;
– историко-культурологическая экспертиза;
– историко-искусствоведческая экспертиза;
– ветеринарная экспертиза;
– экспертиза различных типов материалов.
Безусловно, СТЭ решаются вопросы классификации товаров и устанавливаются спорные позиции товарной номенклатуры ВЭД, используемые в практике международной торговли, а также вопросы, связанные с определением (идентификацией) и регулированием качества (ассортимента) и экологической безопасности товаров при международных сделках купли-продажи.
КИСЭ осуществляет экспертную деятельность на стадии судебного разбирательства на основании определения суда в рамках арбитражного судопроизводства или постановления суда в рамках уголовного судопроизводства, а также проводит научно-практическое сопровождение внешнеэкономической деятельности таможенных органов по ряду направлений судебной таможенной экспертизы по заявлениям таможенных органов, декларантов в лице физических и юридических лиц, а также по заявлениям компаний, которые работают с экспортом (импортом) и страховщикам грузоперевозок.
В ходе исследования перед экспертами КИСЭ встают несколько задач:
– идентификация объекта на предмет установления физических и химических свойств товаров, определение количественного и качественного состава, в целях его идентификации в соответствии с Товарной номенклатурой товаров (ТН ВЭД) России;
– определение цены (свободной или рыночной) на импортные товары народного потребления с учетом затрат, определяющих минимальный уровень цен на товары, а также с учетом качества импортируемых товаров, конъюнктуры рынка;
– технологическая экспертиза товаров, подпадающих под таможенный режим «переработка на таможенной территории» Российской Федерации, при котором, ввезенные товары используются для целей проведения операций по их переработке с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин. Данная таможенная экспертиза позволяет определить нормы выхода того или иного объема продуктов переработки и получением соответствующего разрешения;
– экспертиза на предмет определения страны происхождения товаров для целей оформления сертификатов происхождения, выдаваемых ТПП РФ на продукцию, экспортируемую в страны ближнего и дальнего зарубежья. Процедура таможенной экспертизы на предмет определения страны происхождения товаров базируется на правилах Всемирной таможенной организации и требуется при импорте из развивающихся стран с применением национальной системы GSP. Наличие сертификатов происхождения товаров предоставляет преференции (льготы) импортерам в отношении таможенных пошлин, НДС;
– экспертизы по определению состояния товара, его качественных и количественных характеристик, в момент передачи на склад или со склада временного хранения.